автопортрет
Вечность – исконно наше достояние. Дар Истины и Света нам. Этот Дар не может быть воспринят, как
причинно-следственная связь законов природы. Своей великостью, вечностью, он принимается со-
крушенным сердцем, как милость Бога-Личности  –  творению-личности. Принять этот дар, понести
его и приумножить – не праздная созерцательность, а плодотворный труд, и это есть основное, су-
щественное дело человека, как творения Божия, как сына Божия.

Одиночество. Старость в городе.

Одиночество. Старость в городе.
...Дни лет наших, в ниже седмьдесят лет, аще же в силах, осмьдесят лет, и множае их труд и болезнь..." Старые и пожилые люди - это одна из тех категорий населения, которая особо нуждается в поддержке и сочувствии со стороны окружающих, в первую очередь близких родственников и друзей, общества в целом. Но, к сожалению, в последнее время проблема одиночества в старости становится все более актуальной, а в связи с быстрым ростом людей пенсионного возраста, и до боли острой. При этом к одиночеству ведет не только одинокое проживание, отсутствие детей или внуков, но и отчуждение, и недопонимание со стороны семьи и общества. Семья и все мы становимся важнейшей сферой, в которой реализуются многие потребности пожилого человека - витальные, социальнные, смыслообразующие. Поэтому от отношения родственников и близких людей к старикам во многом зависит их самочувствие, долголетие и, пусть хоть не много, счастливое, не лишенное жизненного смысла существование. Почему они так одиноки и несчастны? Почему так происходит? Что становится причиной одиночества людей в преклонном возрасте? Что мы должны сделать, в первую очередь, с собой и в себе?

Портреты ветеранов Отечественной войны.

проект Последний призыв, портрет ветерана
«Последний призыв» — это большой проект портретов ветеранов Великой Отечественной войны, ныне живущих и, так получается, живших в Минске. Это проект, в котором я пытаюсь запечатлеть и сохранить лица людей руками, которых творилась история моей Родины. В каждой морщинке их лица не только их характер, но и исключительные переживания тех лет. Для меня это не просто лица, это лики людей, биографиями и жизнями, которых Бог вершил Историю. Этот проект начат в 2010 году и продолжается по сей день. Все желающие ветераны, а их с каждым годом все меньше и меньше, участвуют в этом проекте. Я фотографирую их и прошу оставить не большое воспоминание или пожелание будущим поколениям (по желанию и возможности). И какие это порой истории! Какие биографии!

Портрет. На рубеже столетий.

Портрет. На рубеже столетий. Лемачко Вячеслав
Это большой проект над которым я работаю в содружестве с моими коллегами и друзьями Антаненко Алексей и Журлицин Виктор. В основном это минчане, при этом не обязательно публичные личности, среди «моделей» есть обычные люди с не обычными глазами и лицами. без которых я не представляю свой город. Моё главное желание – запечатлеть эти лица. И в данном случае я как автор не хочу вмешиваться. Тот портрет хорош, где видна жизнь мысли, души и эпохи, я хочу показать в человеке не горизонт, а вертикаль. Тогда – это своеобразное лицо эпохи. В этом проекте хотелось, чтобы авторское влияние было минимальным. У иеромонаха Романа есть хорошие слова: не вытворять, а сотворять. Настроить свою душу на лад сотворения. Не зря в русском языке есть такие слова, как со-весть, со-знание, со-творчество связанны с чем-то не нашим личным, а еще с кем-то, высшим – Творцом, Богом.

Групповой портрет. ХХ-ХХI век. Визуальное исследование.

групповой портрет, проект-исследование, групповая фотография, взаимосвязи, отношения
Проект начат в 2013 году. Это попытка исследования в основе, которого положены мои личные фотографии, фотографии моего отца, нашей семьи и близких мне людей. Рассматривая фотографии, интересно проследить не только развитие группового портрета, как одного из видов фотографического искусства, но и причины образования групп людей, на какой-то момент времени, осознающих единение и взаимное тяготение и привязанность, в конечном итоге, сохраненную во времени. Огромный интерес вызывает тот факт, что групповой снимок является некой кульминацией целого рассказа о человеческих и социальных взаимосвязях действующих лиц. Это маленькая повесть о человеческих отношениях, о совместно прожитой жизни и о художественном вкусе, как фотографа, так и его объекта. Рассказ о людях и о времени, в которое они жили.

Женихи и Невесты. (начат в 2010 году)

женихи и невесты. портреты
Проект начат в 2010 году. Перед нами лица, лица молодых и счастливых людей, но в некий, тихий момент свадебного дня. Конечно же, радость, счастье, немножко грусти, но впереди вся жизнь... И вот они разные глаза. Вот они разные мысли и чувства в них. Что впереди? Есть некое продолжение или противопоставление с проектом "Портрет. На рубеже столетий", там лица, в основном, людей зрелых, состоявшихся, умудренных, здесь же всё впереди и от этого как-то хорошо, бодро, неожиданно.

Плакаты для праздника города.

плакат, работа по заказу Минскоформления
Над этим проектом я работал совместно с Вадимом Качаном. Эти работы были сделаны по заказу ГП "Минскреклама" к празднику города в 2003-2004 годы. Экспонировались на площадях города, а сейчас находятся в музее истории города Минска.

Студёнка. Сокровища Наполеона 1812 год.

Студёнка и Наполеон, Борисов, клад Наполеона, Березина
Эти работы были созданы в самом начале 90-х годов как иллюстрации к книге И.Груцо «Сокровища Наполеона. Студенка.» и экспонировались музее города Борисова в 1991 году. Проходя по местам где когда-то погибли тысячи людей разных народов и вероисповеданий, поражало теперешнее состояние этих мест. В нашей маленькой стране такие места где решались судьбы империй, мне думается, должны быть сохраняемы более трепетно. Запомнился один из рассказов археологов. В месте, удаленном от места главного сражения, были найдены два тела. Два солдата и никого. Можно было бы разойтись… Можно было остаться живыми… Вернуться домой… Почему?

Стена или взгляд на детский дом.

детский дом, детский дом в СССР, конец 80-х годов, оптическая печать
« Я открываю двери, они мчаться мне на встречу: - Дяденька, дяденька пришел ! Как муравьи, облепили со всех сторон, цепляются за руки, за фотосумку, радостно заглядывают в глаза, перебивая один одного щебечут: - Вы снова будете фотографировать? Пошли на наш участок! Меня передергивает от этого слова, в голове не укладывается, что участок – это просто часть детдомовской территории, закрепленной за их группой. Подбегают две девочки, делятся своей радостью: - А нам сегодня выдали новые пальто! Красные, с карманами! А мальчикам пока не дали…» Вы были в детском доме? Нет? Тогда посмотрите в глаза этих детей. Они – брошенные… Если бы хоть одна женщина, которая увидела выставку, переменила свое решение отказаться от своего ребенка, считал бы свою задачу выполнненой… газета «Чырвоная Змена» 1.06.89г.